еженедельный ж., издававшийся в 1858-1876 гг. в С.-Петербурге. Основан Новгородским и С.-Петербургским митр. Григорием (Постниковым). В 1858-1862 гг. (до № 20) выходил при СПбДС под редакцией ее ректоров архим. Нектария (Надеждина; впосл. архиепископ Харьковский) (1858-1859), архим. Леонтия (Лебединского; впосл. митрополит Московский) (1859-1860), архим. Платона (Троепольского; впосл. епископ Томский) (1860-1862). Помощником редактора все эти годы был М. В. Шавров. С № 21 за 1862 г. издателем и редактором стал прот. Иоанн Яхонтов. Ежегодно выходили 52 номера, объединенные в 1858-1859 гг. в 4 тома, в 1860-1864 гг.- в 2-3 тома (всего в 1858-1864 вышли 22 тома с общей нумерацией, тома 1-4 в 1859 вышли 2-м изданием), в 1865-1876 гг.- в 2 тома.
В «Д. б.» печатались «статьи по всем отраслям духовной науки и жизни», написанные доступным языком. «Особенное же внимание… обращено на христианскую педагогику, катехетику и дидактику» («Объявление редактора» (1862. № 42)). В 1858-1859 гг. регулярно велась офиц. рубрика «Церковные сведения», в к-рой впервые в церковной периодике стали публиковаться офиц. документы духовного ведомства. Здесь также помещались рецензии на новые книги и статьи из духовных и светских журналов. В 1860-1875 гг. офиц. раздел был расширен и составил «Церковную летопись «Духовной беседы»», к-рая в 1860-1862 и 1865-1875 гг. выходила с отдельной пагинацией и снабжалась своим титульным листом, т. е. фактически была приложением к журналу. В 1860-1862 гг. она содержала 4 раздела: «Внутренние известия (Начальственные распоряжения по ведомству православного исповедания)», «Известия с Востока», «Известия с Запада» и «Библиографические сведения». По программе прот. И. Яхонтова разделов стало 5: офиц., местный (известия по Новгородско-С.-Петербургской митрополии, а также о рус. зарубежных храмах, находившихся в ведении С.-Петербургской консистории), сведения о современном состоянии инославных христ. обществ и вероисповеданий, библиографический и смесь.
Среди проповедей и речей выделялись Слова митр. Григория, особенно многочисленные в 1858 г. (№ 1-34, от 1 до 4 в каждом номере), речи при наречении мн. епископов (в т. ч. свт. Феофана Затворника во епископа Тамбовского (1859. № 23)), «Слова по случаю пожаров, бывших в Тамбове в 1860 г.» (1860. № 45. С. 241-256; № 46. С. 273-281; № 49. С. 371-379) и др. поучения свт. Феофана. Также заслуживают внимания «Катехизические беседы» прот. И. Яхонтова (1859. № 40. С. 1-11; № 42. С. 77-84; № 45. С. 209-217; № 49. С. 374-385; № 50. С. 419-427; № 52. С. 531-545), ст. Шаврова «Отпадение человека от Бога и его возвращение к Богу» (1859. № 6, 13), «Советы молодому священнику» прот. Феодора Гиляровского (1868-1869). Публиковались агиографические материалы: жития, составленные свящ. Константином Добронравиным (впосл. епископ Псковский Ермоген) (1858), П. И. Савваитовым (1858), свящ. Димитрием Флоринским (равноапостольных Константина и Елены (1860. № 38. С. 57-70; № 43. С. 177-196; № 45. С. 256-272; № 47. С. 301-328; № 49. С. 380-397)), П. М. Сладкопевцевым («О святых юродивых Христа ради» (1860. № 30. С. 362-368; № 31. С. 369-381; № 33. С. 428-438)), ст. свящ. Александра Преображенского «Значение мученических актов древности» (1858. № 49. С. 397-405), переводы мученических актов (1858-1860), «О святых столпниках» прот. Василия Нектарьевского (1859. № 35. С. 288-301; № 36. С. 326-339), переводы житий греч. новомучеников свящ. Петра Соловьёва (напр., о св. Иоанне Новом, мч. Янинском (1861. № 15, 17)). В «Д. б.» были напечатаны переводы святоотеческих текстов: посланий и др. творений свт. Фотия К-польского (1859-1866; анонимный очерк о нем опубл. в № 3-4 за 1859), «Латинянина» Марка Эфесского (1859. № 29. С. 73-80), «Изложения веры» Митрофана Смирнского (1859. № 37. С. 343-344), «Изъяснения десяти заповедей» Григория Паламы (1860. № 9. С. 273-285), «Гимна Спасителю» Григория Двоеслова (1869. № 1. С. 14-16) и др. В журнале встречались изъяснения евангельских чтений и притч (напр., «Изъяснение притчи о домоприставнике» Новомиргородского еп. Софонии (Сокольского) (1869. № 43. С. 267-276; № 44. С. 294-298; № 45. С. 305-314; № 47. С. 339-345; № 48. С. 355-361; № 49. С. 370-374)), статьи одного из активнейших авторов «Д. б.» - архим. Иосифа (Баженова; впосл. епископ Балтский) по истории библейских переводов (о Септуагинте (1860. № 34. С. 475-480; № 35. С. 491-512), об армянском (1860. № 24. С. 185-190), о малороссийском (1861. № 12-13) переводах), статьи по библейской археологии («Место моления о чаше» иером. Леонида (Кавелина) (псевд. Хаджирум Москов) (1860. № 38. С. 70-80)). Вероучению Церкви апостольского века посвящены статьи М. А. Голубева «Учение о воскресении мертвых, предложенное в первом Послании к Коринфянам» (1859. № 16-18) и «Первый праздник Пятидесятницы в апостольском веке» (1859. № 22-23), литургике - «Изъяснение литургии» прот. Иоанна Рождественского (1860. № 20. С. 79-88; № 22. С. 113-119; № 23. С. 160-168; № 24. С. 191-200; № 26. С. 248-256; № 29. С. 333-344; № 31. С. 382-392; № 33. С. 438-451; № 34. С. 449-451; № 36. С. 3-10; № 37. С. 25-37), «Объяснение панихиды» (1863. № 42-43) и переводы текстов праздничных богослужений (1864. Т. 22) свящ. Василия Владиславлева, «Молитва за царей в древней христианской Церкви» А. Волынского (1866. Т. 2).
В «Д. б.» выходили статьи по истории древней Церкви («Св. равноап. имп. Константин Великий со времени единодержавия» свящ. Д. Флоринского (1861. № 3-24)), вост. христ. Церквей (статьи свящ. К. Добронравина об истории, о вероучении и богослужении Армянской Церкви (1858. № 45. С. 243-248; № 48. С. 335-371; 1859. № 33. С. 207-215; № 34. С. 235-249; № 36. С. 303-317; № 39. С. 420-430), прот. Иоанна Вознесенского об эфиопских монофизитах (1863. № 47. С. 497-516) и сир. несторианах (1868), «Сказание о православной Амидийской митрополии в Месопотамии» архим. Порфирия (Успенского; впосл. епископ Чигиринский) (1863. № 37. С. 76-83)), Русской Церкви («Русский проповедник XVII столетия» прот. И. Яхонтова (1858. № 40. С. 35-52; № 44. С. 189-212), «Патриарх Филарет» И. Д. Мансветова (1860. № 30. С. 345-362; № 32. С. 408-416; № 33. С. 417-428; № 34. С. 451-475), «Духовенство в России» прот. Николая Думитрашко (1862. № 2. С. 40-48; № 3. С. 60-64; № 4. С. 79-88; № 5. С. 107-120), «Очерк истории харьковского духовного коллегиума» свящ. Димитрия Феодоровского (1863. № 23. С. 169-202; № 24. С. 224-234; № 27. С. 344-360) и др.). Публиковались источники по церковной истории («Духовное завещание митр. Филарета (Амфитеатрова)» (1858. № 16), «Письма из Иерусалима» Мелитопольского еп. Кирилла (Наумова) (1858. № 19, 43, 48), «Из воспоминаний о Востоке» свящ. П. Соловьёва (1863. № 29. С. 424-441; № 33. С. 595-609; № 38. С. 89-100), «Отрывки из дневника настоятеля Соловецкого монастыря архим. Порфирия» [(Пашуты)] (1869. № 5-6, 16-17, 38, 40, 42, 48) и др.).
Ряд публикаций был посвящен полемике со старообрядцами («Поучения в обличение раскольничьих и старообрядческих мнений» Орловского еп. Макария (Миролюбова) (1868. Т. 1)), истории и вероучению католич. и протестант. Церквей («Секта квакеров» И. Т. Осинина (1859. № 6), «Патриарх Кирилл Лукарис в борьбе с иезуитами» свящ. Феодора Павловича (1859. № 40-52), «Христианство в Британии до Реформации» (1861. № 33. С. 360-368; № 34. С. 369-383) и «Богослужение Церкви Англиканской» (1861. № 49-52) В. Я. Михайловского, «Шотландская пресвитерианская Церковь» свящ. И. Вознесенского (1862. № 7. С. 166-176; № 10. С. 236-248; № 11. С. 267-272; № 15. С. 361-368), «Воспоминания о В. В. Пальмере» (1867. Т. 1) и «К вопросу о сближении Англиканской Церкви с Православною» (1868. № 30-34) свящ. Василия Фортунатова). В журнале печатались статьи А. А. Алексеева (Н. Вульфа) о совр. иудаизме (с 1868) и его воспоминания (1867. Т. 1), статьи Сладкопевцева «Еврейский Талмуд» (1864. № 42. С. 209-215; № 45. С. 359-367), «Русские мистики-иллюминаты» (1863. № 50. С. 645-653) и «О секте скопцов» (1869. № 38. С. 188-196; № 39. С. 207-216; № 40. С. 226-230). Множество статей по философии, апологетике, истории Церкви, миссионерству, отношению Церкви и гос-ва, межцерковным отношениям было переведено с европ. языков.
С 1863 г. некоторые материалы (списки награжденных клириков, объявления) печатались с отдельной пагинацией и составляли «Прибавления к «Духовной беседе»». В качестве приложений было также напечатано неск. брошюр, в т. ч. «О православии Российской Церкви» (СПб., 1863) прот. И. Яхонтова. С основанием в 1875 г. ж. «Церковный вестник» «Д. б.» утратила значение единственного офиц. органа Святейшего Синода, потеряла большую часть подписчиков и вскоре прекратила существование.
Под таким же названием выходил в 1909-1918 гг. в Киеве ежемесячный журнал, посвященный христ. проповеди и религиозно-нравственным вопросам. Издавался свящ. (впосл. протоиерей) Серапионом Брояковским. Имел общую годовую пагинацию. В 1918 г. вышли не менее 6 номеров. В качестве бесплатного приложения к «Д. б.» в 1909 г. издавались сб. «Живое слово» и ж. «Проповедническое обозрение» (6 выпусков), в 1912-1915 гг.- ежегодный сб. «Благовестник» (4 выпуска), а также в разные годы - тематические и календарные сборники проповедей и поучений, календари-справочники и т. п.